Неточные совпадения
— Вы были замешаны в
историю, по случаю нанесения помещику Максимову
личной обиды розгами в пьяном виде.
— Требует она, чтоб человек покорно признал себя слугою
истории, жертвой ее, а не мечтал бы о возможности
личной свободы, независимого творчества.
Самгин почувствовал необходимость освежить и углубить доводы разума
истории, подкрепить их от себя, материалом своего,
личного опыта.
Можно и должно открывать моральный смысл исторического процесса, но моральные категории
истории существенно отличаются от моральных категорий
личной жизни.
Этого
личного закала не создавала русская
история.
Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над
историей, т. е. применять к
истории моральные категории, взятые из
личной жизни.
Чарльз Бьюмонт, как и следует всякому Чарльзу, Джону, Джемсу, Вильяму, не был охотник пускаться в интимности и
личные излияния; но когда его спрашивали, рассказывал свою
историю не многословно, но очень отчетливо.
Тогда-то узнал наш кружок и то, что у него были стипендиаты, узнал большую часть из того о его
личных отношениях, что я рассказал, узнал множество
историй, далеко, впрочем, не разъяснявших всего, даже ничего не разъяснявших, а только делавших Рахметова лицом еще более загадочным для всего кружка,
историй, изумлявших своею странностью или совершенно противоречивших тому понятию, какое кружок имел. о нем, как о человеке, совершенно черством для
личных чувств, не имевшем, если можно так выразиться,
личного сердца, которое билось бы ощущениями
личной жизни.
Нельзя же двум великим историческим личностям, двум поседелым деятелям всей западной
истории, представителям двух миров, двух традиций, двух начал — государства и
личной свободы, нельзя же им не остановить, не сокрушить третью личность, немую, без знамени, без имени, являющуюся так не вовремя с веревкой рабства на шее и грубо толкающуюся в двери Европы и в двери
истории с наглым притязанием на Византию, с одной ногой на Германии, с другой — на Тихом океане.
Это были люди умные, образованные, честные, состарившиеся и выслужившиеся «арзамасские гуси»; они умели писать по-русски, были патриоты и так усердно занимались отечественной
историей, что не имели досуга заняться серьезно современностью Все они чтили незабвенную память Н. М. Карамзина, любили Жуковского, знали на память Крылова и ездили в Москве беседовать к И. И. Дмитриеву, в его дом на Садовой, куда и я езживал к нему студентом, вооруженный романтическими предрассудками,
личным знакомством с Н. Полевым и затаенным чувством неудовольствия, что Дмитриев, будучи поэтом, — был министром юстиции.
Я приносил с собой свое
личное и русское катастрофическое чувство жизни и
истории, отношение к каждой теме по существу, а не через культурное отражение.
Существует трагический конфликт
истории, исторического процесса, и личности,
личной судьбы.
Я переживаю не только трагический конфликт личности и
истории, я переживаю также
историю, как мою
личную судьбу, я беру внутрь себя весь мир, все человечество, всю культуру.
У Данилевского же остается полный дуализм между его
личным православием и его натуралистическими взглядами на
историю.
Жажда
личного спасения стала основным мотивом
истории, и временное непонимание смысла
истории, смысла земного существования человечества во времени стало как бы исполнением этого смысла.
Процесс не только мирового, но и
личного спасения совершается
историей, так как судьба личности зависит от судьбы мира.
Оправдание творчества и есть оправдание
истории, оправдание культуры, оправдание воинственной правды общественной и любви
личной, познания и поэзии, оправдание наших великих людей, наших творцов, для которых должно быть найдено место в Царстве Божьем.
Все это очень длинно и сбивчиво рассказала Любка, рыдая на Женькином плече. Конечно, эта трагикомическая
история выходила в ее
личном освещении совсем не так, как она случилась на самом деле.
Егора Егорыча до глубины души это опечалило, и он, желая хоть чем-нибудь утешить отца Василия, еще из Москвы при красноречивом и длинном письме послал преосвященному Евгению сказанную
историю, прося просвещенного пастыря прочесть оную sine ira et studio [без гнева и предубеждения (лат.).], а свое мнение сообщить при
личном свидании, когда Егор Егорыч явится к нему сам по возвращении из Москвы.
Вся
история древних народов, продолжавшаяся тысячелетия и заканчивающаяся
историей Рима, есть
история замены животного,
личного жизнепонимания общественным и государственным.
Рогожин был вообще очень любознателен и довольно начитан, преимущественно в
истории, но он терпеть не мог сочинений, в которых ему всегда мешал
личный взгляд автора.
Что Петр, отправляясь за границу, удовлетворял просто собственной
личной потребности, не руководствуясь в этом деле никакими высшими государственными соображениями, это ясно видно из
истории всей его деятельности за границей, и особенно в Голландии.
Да и вообще, если мы допускаем во всех великих людях
истории особенные,
личные страсти, если мы понимаем в Августе охоту к стихотворству, в Фридрихе — к игре на флейте, в Наполеоне — к шахматам, то отчего же не допустим мы в Петре пристрастия к токарной и плотничьей работе, особенно корабельной, как отчасти удовлетворявшей собою и его страсть к морю?
Шишков не был увлечен и обольщен блистательным успехом трагедии Озерова «Дмитрий Донской». Он превозносил преувеличенными похвалами «Эдипа в Афинах» и даже «Фингала», но ожесточенно нападал на «Дмитрия Донского». Шишков принимал за
личную обиду искажение характера славного героя Куликовской битвы, искажение старинных нравов, русской
истории и высокого слога. Всего более сердили его слова Донского, которыми он описывает, как увидел в первый раз Ксению в церкви...
Для их же собственной пользы и выгоды денежный выкуп за душевой надел заменили им
личной работой, — не желают: «мы-де ноне вольные и баршшыны не хотим!» Мы все объясняем им, что тут никакой барщины нет, что это не барщина, а замена выкупа
личным трудом в пользу помещика, которому нужно же выкуп вносить, что это только так, пока — временная мера, для их же выгоды, — а они свое несут: «Баршшына да баршшына!» И вот, как говорится, inde iraе [Отсюда гнев (лат.).], отсюда и вся
история… «Положения» не понимают, толкуют его по-своему, самопроизвольно; ни мне, ни полковнику, ни г-ну исправнику не верят, даже попу не верят; говорят: помещики и начальство настоящую волю спрятали, а прочитали им подложную волю, без какой-то золотой строчки, что настоящая воля должна быть за золотой строчкой…
Вся тяжесть, наложенная на человека природой и обществом,
историей и требованиями цивилизации, есть поставленное перед нами затруднение, требующее сопротивления и творческого претворения в
личное, единственно
личное.
Эта объективация совершается в
истории путем разнообразных форм социализации, т. е. отчуждения
личных качеств и перенесения их на социальные группы, где эти качества теряют реальный характер и приобретают характер символический.
— Я их и не выгораживаю, Василий Иваныч. И каковы бы они ни были, все-таки ими держалось общинное начало. — Аршаулов взял его за руку. — Войдите сюда. Не говорит ли в вас горечь давней обиды… за отца и, быть может, за себя самого? Я вашу
историю знаю, Василий Иваныч… Вам здесь нанесли тяжкое оскорбление… Вы имели повод возненавидеть то сословие, в котором родились. Но что такое наши
личные обиды рядом с исконным долгом нашим? Мы все, сколько нас ни есть, в неоплатном долгу перед той же самой гольтепой!..
В ту минуту, когда он крикнул: «Смелым Бог владеет», он забыл про
историю с Перновским и думал только о себе, о движении вперед по горе жизни, где на самом верху горела золотом и самоцветными каменьями царь-птица
личной удачи.
Мои парижские переживания летом 1871 года я положил на бумагу в ряде статей, которые приготовил позднее для"Отечественных записок"под заглавием"На развалинах Парижа". Первые две статьи содержали мои
личные впечатления, а третью — очерки
истории Коммуны — редакция не решилась пустить"страха ради цензорска", и ее"рукопись"так и погибла в"портфеле"редакции.
И тут же она вспомнила об Ихменьеве. Отчего бы не воспользоваться минутой и не передать ему
историю, выслушанную сегодня вечером? Но ее слишком наполняли своя душевная тревога, собственный интерес, вопрос всего смысла и достоинства ее
личной судьбы, гибель ее чувства к человеку, глазами которого она до сих пор смотрела на действительность.
Воин на престоле опасен: легко может увлечься и начать кровопролитие только для своего
личного славолюбия, легко может одною несчастною битвою утратить плоды десяти счастливых. Ему трудно быть миролюбивым, а это лучшее качество в венценосце [Н. М. Карамзин. «
История Государства Российского». Т. VI.].
Не о
личном совершенствовании тут идет речь, а о духовных изменениях и обретениях в жизни обществ и народов, в судьбах
истории.
Духовные силы, Божьи энергии действуют не только в
личной душе, но также в душе обществ, в душе народов, в
истории.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих
личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием
истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.